Игумен Дионисий (Шленов)
Необходимость внутреннего подвига
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем втором Евангелии, посвящённом подвигу святого великомученика Георгия, мы слышим в конце слова о том, что кто будет гнать христиан, будет считать себя совершающим службу Богу. Обычно евангельское чтение завершается указанием на какую-то добродетель, а здесь мы слышим глубокое обличение, и душу охватывает негодование, потому что тот, кто является гонителем христиан, достоин наказания, он достоин вразумления, но он никак не может приносить службу Богу. Но вот эти слова оказываются обличающими не только тех, кто был гонителем христиан, но и самих христиан, эти слова оказываются обличающими нас с вами.
Ведь именно мы считаем себя приносящими службу Богу, но очень часто мы не живем по заповедям Божиим. А если мы не живем по заповедям Божиим1, то значит, так или иначе своим равнодушием, своей теплохладностью мы оказываемся гонителями тех священных принципов, которые предписывают нам Христос Господь, Господь Спаситель. Если мы не исполняем заповеди Божии, мы оказываемся равнодушными, теплохладными – теми, кто по сути дела может именоваться как борящимися со святостью, потому что мы не пускаем святость в свою душу, не пускаем святость в свою жизнь.
И вот в другом евангельском чтении, в таинственном диалоге князя Иудейского, фарисея Никодима, который ночью, тайно, боясь своих собратьев, приходит к Христу Спасителю с тем, чтобы исповедовать истинность Его учения, с тем, чтобы исповедовать богоносность Его учения, вступает с Богом Слово в таинственный диалог. И в этом диалоге Христос Спаситель приоткрывает ему то, что помимо рождения плотского, каждый человек призывается к тому, чтобы родиться водою и Духом и вступить в Небесное Царство.
В одном евангельском чтении мы слышали обличение бездны собственного нерадушия, бездны собственного равнодушия, а во втором евангельском чтении мы слышим высочайший призыв к духовным высотам, мы слышим о духовном рождении. О духовном рождении, которое предполагает, что тот, кто духовно родился2, становится человеком духоносным, является носителем Духа Божия, является носителем Самого Бога, является человеком, подобным Богу. Дух идеже хощет, дышит, и глас его слышишь, но не знаешь откуда приходит и куда уходит (Ин. 3, 8). Так и человек, рожденный Духом.
Мы слышим таинственные слова Христа Спасителя, которые в светлые пасхальные дни побуждают нас к духовному восхождению. Эти слова о духовном начале в человеке побуждают нас к очищению себя, эти слова побуждают нас воспользоваться залогом пасхальной радости с тем, чтобы не оставаться на месте; с тем, чтобы не отступать назад; с тем, чтобы не давать возможность миру все сильнее и сильнее порабощать нашу жизнь, наше духовное начало; но с тем, чтобы выступить и вступить в духовную брань.
Дух идеже хощет, дышит – так духовный человек имеет большую внутреннюю свободу, и где бы он ни находился – в заключении, на свободе, исполняя те или иные внешние или внутренние дела, занимаясь тем или иным служением, ничто не препятствует душе молиться. А если душа испытывает препятствие, то противоборствуя этому препятствию, она может достичь еще больших духовных высот.
И глас его слышишь, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит – так Господь, Который является совершенно непостижимым, находящимся за пределами всякого человеческого знания, за пределами всякого человеческого постижения, приоткрывает Себя в благодати Святаго Духа, в божественных энергиях, в неприступном божественном свете, Который оказывается доступным и приступным для тех, кто услышит, исполнит, поймет божественную волю и последует вслед за ней.
Человек духовный – это тот человек, который скрываясь от мира и оказываясь неуязвимым для стрел этого мира, может хранить в себе неугасимую лампаду молитвы, и одновременно слыша глас Святаго Духа, самому произносить слово проповеди, слово веры, слово свидетельства о Боге.
И для нас, дорогие братья и сестры, в эти пасхальные дни такой пример духовного человека, который оказывается носящим в себе непостижимую тайну Божества, очень важен. Потому что если мы живем с ограниченной целью, если наша цель – это защитить диссертацию, написать статью, так или иначе успешно и благополучно устроиться в жизни; если наша цель в том, чтобы внешне ходить на церковные службы и получать от них некоторое духовное удовольствие, то это ущербная, ограниченная цель. А наша цель заключается в том, чтобы непостижимо для мира хранить в себе тайну богословия, в том, чтобы непостижимо для мира хранить в себе таинство богословия, что означает безмерную любовь к истине. Безмерную любовь к истине, которую мы проявляем так, как мы проявляем, когда мы стремимся к исполнению самого угодного и нравящегося нам дела. Безмерную любовь к истине, которая живет в душе и выражается в том, что душа начинает радостно, творчески молиться и прославлять Бога; и одновременно делиться своей истиной с окружающими с тем, чтобы как можно больше расширился круг тех, кто стремится ко спасению.
И вот в пасхальные дни мы будем стараться жить этим самым высшим идеалом – идеалом приближения к непостижимой тайне Бога, к ношению в себе этой тайны, к хранению в себе священных слов молитвы и богословия. Кто молится, тот и богослов – по слову одного древнего святого. Слова молитвы, которые становятся богословием – но можно превратно постичь эти слова. Можно свести эти слова к какому-то ограниченному кругу молитв, к какой-то внешней дани, которую мы приносим Богу для того, чтобы Господь помиловал нас, к какому-то определенному выкупу, который мы совершаем с тем, чтобы спасти свою душу. Кто молится, тот и богослов. Молитва, обращенная к Богу, становится источником богословия в душе. Связь человеческой души и Бога, которая осуществляется вопреки силам и наветам мира сего, становится столь сильной, столь крепкой, столь необратимой, что человек действительно и по-настоящему живет Богом, нося в себе Бога и имея удивительные силы противостать всей злобе и коварству мира сего. Никодим пришел к Христу Спасителю ночью, потому что он боялся, что те, кто находились вместе с ним, кто живет по законам мира, кто живет по законам Ветхого Завета, осудят его за встречу с Носителем истины.
Человеку, носящему в себе истину, нечего бояться. Человек, носящий в себе истину, носит в себе Бога, и может вступить на мученический путь, как вступил на мученический путь святой великомученик Георгий, память которого сегодня мы празднуем, который скончался в юном возрасте. Столь юном, чуть более 30-летнем, достойном всякого плача, сострадания и снисхождения со человеческой точки зрения, но оказавшимся великим в божественных очах. И мы с вами, дорогие братья и сестры, по молитвам святого великомученика Георгия попросим Бога о том, чтобы наша жизнь была не столько телесной, сколько духовной. Чтобы мы в своей жизни стремились не столько к земным благам, сколько к духовному сокровищу таинства богословия. Чтобы мы готовы были всю свою жизнь положить ради Бога, ради этого великого таинства, которое даже при пресечении земной жизни сразу живущего на земле делает жильцом небесного Царства. Аминь.
[1] Проповедь произнесена 6 мая 2021 г.