Игумен Дионисий (Шленов)
Иов Многострадальный и Николай II как примеры смирения
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня святая Церковь празднует много событий: память прп. Михея Радонежского, день рождения Николая Второго, пришедшийся на день праведного Иова, который в глубокой древности в дохристианскую эпоху своими праведными страданиями прообразовал страдания Христа Спасителя, ибо Иов в земле Уц обладал и внешним достатком, и огромным количеством родственников, которые жили в добром здравии, обладал собственным физическим здоровьем. Но, как мы слышим в Книге Иова, демон, сатана пришёл к Богу и стал говорить ему о том, что Иов тебя любит в силу того, что Ты даёшь ему благосостояние, благополучие, благоденствие, здравие. Тогда у Иова было отнято имение, близкие, здоровье, но он не похулил Бога, несмотря на то, что его супруга, его друзья призывали его к тому, чтобы похулить Бога и тем самым отказаться от того креста, от того страдания, от того крестного пути, который по попущению Божию ещё до Креста Господня был ему дан.
И мы с вами, дорогие братья и сестры, видим, что часто у каждого из нас бывает крест, который мы несём, но который нам кажется непосильным, и часто мы хотим его с себя снять. Это видно не в форме открытого протеста против Бога, а в виде раздражения на наших ближних, в виде лености по отношению к учёбе, к работе, по отношению к храму Божию, к Церкви. Мы ропщем, мы внутренне противимся.
И как раз в сегодняшнем евангельском чтении мы слышим с вами, как иудеи, среди которых ходил Христос Спаситель, от Которого они могли бы почерпнуть источник жизни, истины, вдохновения, подлинного знания духовной мудрости, они говорили, зачем Он забирает наши души. Общаясь с Христом Спасителем, они находились в стадии ропота, бунта, протеста, непонимания, самозацикленности на своих проблемах и вопросах. А Христос Спаситель отвечал на это, что «овцы гласа Моего слушают, они идут за Мной, и Я дам им за это послушание жизнь вечную» (Ин. 10, 27–28).
Получается, что мы, находясь рядом с жизнью вечной, можем от неё отказаться, а можем её получить. У каждого есть огромная свобода, и эта свобода должна нас приводить не в состояние без Бога, а в состояние с Богом. Приводить нас не в состояние атеизма, внутреннего протеста, а в состояние глубокого богопочтения. Будем с вами, дорогие братья и сестры, памятуя о примере праведного Иова и о смысле сегодняшнего евангельского учения, стараться, чтобы никогда не прогневлять Бога, чтобы стараться жить по заповедям Божьим, чтобы стараться принимать не те решения, которые нам лично эгоистично удобны, а те решения, которые удобны нашим ближним, те решения, которые хочет от нас Господь, те решения жертвенные самоотречённые, подлинные. Мы знаем, что праведный Иов в конце концов через своё глубочайшее смирение, через то, что он стремился оправдать Бога, именно Бога оправдать, и видел, что не Бог источник зла, которое на него обрушилось, достиг восстановления и своего здоровья, и своего имения, и здравия своих близких, и благополучно закончил своё бытие.
Но не земное бытие является смыслом нашего существования, а бытие небесное. Поэтому другой пример – Николай Второй, который потерял всё: империю, семью, самого себя и приобрёл Царствие Небесное на небесах, не получая здесь на земле никакого утешительного удела.
Будем с вами, дорогие братья и сестры, мужественно нести свой крест, не роптать на Бога, просить у Бога помощи, милости, стараться не терять время, мгновения, секунды своей жизни, изгонять из жизни праздность и превращать свою душу в чистый лист для божественной воли, чтобы и мы оказались теми, кто услышал глас Христа Спасителя об овцах, послушно следующих за Ним, послушно последовали за Богом и получили от Бога, подобно праведному Иову и всем святым в награду Царствие Небесное. Аминь.
Проповедь на Литургии 19.05.2023.
Седмица 5-я по Пасхе. Прав. И́ова Многострадального (ок. 2000–1500 гг. до Р. Х.).
Ин. 10, 17–28 (зач. 37).
Мф. 11, 27–30 (зач. 43).